АКТУАЛЬНОСТЬ.
Детство - годы чудес. Опыт этого периода во многом определяет в будущем взрослую жизнь человека. Раннее детство – период интенсивного физического и психического развития. По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития ранний возраст не имеет себе подобных в последующие периоды жизни ребенка. Малышам присущи: повышенная эмоциональность, внушаемость, впечатлительность. Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Адаптация к дошкольному учреждению чаще проходит крайне болезненно. Поэтому необходимо так организовать этот период, чтобы как можно меньше травмировать ребенка. Привыкнуть к детскому саду не так-то просто. Страдают и дети, и родители. Поступление в сад часто у ребенка вызывает стресс. Это обусловлено тем, что в корне меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и полностью меняется окружающая ребенка среда. Как сделать вхождение ребенка в детский сад безболезненным? Как облегчить его страдания и помочь перенести стресс из-за разлуки с близкими людьми?
Так что же такое адаптация?
Адаптация (социальная) – процесс взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а так же изменение, преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности. Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию, что может привести к нарушению здоровья, поведения и психики ребенка.
В момент прихода в детский сад малыши находятся в стрессовом состоянии, вызванном расставанием с родителями, непривычной обстановкой, появлением незнакомых взрослых и большим количеством детей. Чтобы преодолеть стрессовые состояния у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду проводятся адаптационно-развивающие занятия.
ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ.
С учетом типологических особенностей детей третьего года жизни, описанных Г.М. Пантюхиной, а так же на основе программы М.А. Васильевой («Программа воспитания и обучения в детском саду»), авторской программы Е.О. Севостьяновой («Дружная семейка») и цикла занятий А.С. Роньжиной и разработана программа занятий «Капельки» с детьми первой младшей группы в период адаптации к ДОУ.
На занятиях параллельно с решением основной задачи – снижение стрессовой ситуации – решаются задачи комплексного развития детей:
· Снятие эмоционального и мышечного напряжения.
· Снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии.
· Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.
· Развитие внимания, восприятия, речи, воображения.
· Развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений.
· Развитие игровых навыков, произвольного поведения.
ЭТАПНОСТЬ.
Программа адаптационных занятий рассчитана на 10 недель (по 2 практически одинаковых занятия в неделю). Каждое занятие продолжительностью 15-20 минут.
Материалом для встреч служат разнообразные игры с речевым сопровождением: песенки, стихи, потешки и т.п. Они задают положительный эмоциональный настрой, вовлекают детей и объединяют их. Основной целью начального этапа работы является установление контакта с детьми, включение их в различные формы взаимодействия (эмоционального, предметно-практического, игрового и др.)
Каждое занятие строится с использованием определенных приемов:
· оформление начала и завершения занятия ритуалами (это обеспечивает ребенку не только стабильность и ощущение защищенности, но и организацию процессов его активного внимания, формирование цельности восприятия занятий);
· наличие в начале занятия игры или упражнения, требующих согласованности действий всей группы (что позволяет настроить детей на совместную деятельность);
· процесс смены подвижных игр в середине занятия (что обеспечивает интенсивное движение детей) спокойными играми в конце (это позволяет снизить излишнюю двигательную активность);
· обязательный продуктивный вид деятельности в конце занятия – рисование (что способствует развитию мелкой моторики рук и творчества детей, а так же является сигналом завершающего этапа занятия);
· наличие единого сюжета занятия, т.е. все игры, входящие в одно занятие, связаны с одним героем, предметом (что позволяет поддерживать интерес малышей, предотвращает переутомляемость);
· повторяемость предлагаемого материала, его детализация и постоянство предъявляемых инструкций (что обеспечит более легкое восприятие, запоминание детьми предлагаемого материала).
Чтобы дети запомнили слова потешек и песенок, правила игр, воспитателям после проведения каждого нового занятия выдаются рекомендации, в которых указаны основные игры, используемые на этом занятии. В течение недели воспитатели разучивают эти игры, стишки и потешки с детьми. В приемной для родителей находится информация по реализуемой в период адаптации программе занятий, где помещены фотографии, творческие работы детей, игры и потешки, которые разучивают дети на занятиях, и которые родители должны повторять дома со своими малышами. Таким образом, осуществляется активное вовлечение в процесс адаптации всех участников образовательного процесса – детей, родителей и педагогов, а, следовательно, повышается эффективность образовательного процесса.
Если ребенок отказывается от выполнения заданного взрослым алгоритма занятия, не следует настаивать на этом, он обязательно подключится чуть позже к нам.
Разработанная программа не имеет ограничений и доступна для применения в любом детском саду для занятий с детьми раннего возраста.
Список использованной литературы: