Программа интеллектуально-развивающих занятий
«Я ПОЗНАЮ МИР»
(для старших дошкольников).
В современном образовании логическому мышлению отводится особое место. Многие педагоги и практические психологи работают в направлении освоения детьми правил логики и приемов логического мышления. Эти правила и приемы понадобятся и в школе, и в жизни.
В основе мышления лежат мыслительные операции, на основе которых, целостная картина мира складываются как мозаика. И именно в дошкольном детстве очень важно научить ребенка обобщать, сравнивать предметы, анализировать и синтезировать признаки, различные части или стороны объекта.
На протяжении дошкольного периода у ребенка не только интенсивно развиваются все психологические функции, но и происходит закладка общего фундамента способностей. Естественно, чем раньше с ребенком начнут заниматься, тем больше способностей к усвоению новых знаний, творческому их использованию он проявит.
Именно для этого была разработана программа развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста «Я познаю мир».
Основная цель:
Развитие личности ребенка, содействие в его разностороннем совершенствовании.
Основные задачи:
· Развивать визуальное, аудиальное, тактильное восприятие, память, внимание.
· Учить работать по вербальному и зрительному образцам.
· Развивать наглядно-образное и творческое мышление.
· Развивать зрительно-пространственную ориентацию.
· Учить строить логические цепочки, различать общее и частное, целое и часть, устанавливать закономерности и причинно-следственные связи.
· Развивать произвольную сферу, учить согласовывать свои действия с действиями взрослого и других детей.
· Осуществлять организацию взаимодействия между детьми как предпосылки формирования навыков учебного сотрудничества.
При проведении занятий необходимо осуществлять оптимальное сочетание интеллектуальной нагрузки с периодами активного отдыха детей и упражнениями на снятие психо-эмоционального напряжения.
На занятиях используются задачи различной сложности с применением разнообразных приемов:
Задачи на сериацию. Название логической операции сериация происходит от слова серия. Она предполагает выстраивание строгих, логических рядов – логических закономерностей (арифметическая, геометрическая последовательность и т.д.), шкал различных приборов.
Задачи на поиск закономерностей в расположении фигур. Эта группа задач очень похожа на предыдущую, но в них требуется найти закономерность в расположенных так же в определенной последовательности фигурах.
Задачи на объемно-пространственное мышление. Данный раздел включает в себя ряд разнообразных задач. Это и мысленное разворачивание листа бумаги с надрезом, и изображение видов сверху, слева и справа объемных тел, а так же мысленное составление разрезанных кубиков.
Задачи для развития памяти представлены группой заданий, ориентированных в основном на зрительную память с опорой на запоминание логических последовательностей.
Задачи на классификацию в ряду приемов логического мышления занимают одно из центральных мест. Здесь представлены традиционные задания, такие как «четвертый лишний», а так же относительно редко встречающиеся задачи на исправление ошибок классифицирования.
Задачи на внимание. Важность развития внимания и внимательности трудно переоценить. Этим обусловлено включение задач этого плана в наши занятия. Это задачи типа: «Найди различия в похожих изображениях», «Найди два одинаковых квадрата», «Расшифруй изображение» и др.
Задачи на развитие мелкой моторики. Система «мозг-глаз-рука» едина. Развитие мелкой моторики не просто важно для будущего обучения в школе, это необходимо для развития детского интеллекта в целом. Здесь используются задания типа «Нарисуй вторую половину рисунка», «Нарисуй фигуру по точкам» и др.
Программа состоит из 32 занятий продолжительностью 30-35 минут с периодичностью 1 раз в неделю.
Целесообразно проводить занятия с группой 6-8 детей. В группу набираются дети в возрасте 5-7 лет.
При организации занятий необходимо учитывать:
· возрастные физиологические возможности детей;
· постепенность подачи материала (от простого к сложному);
· чередование видов деятельности и своевременное переключение с одного вида на другой;
· наличие динамических пауз между частями занятий.
Программа составлена с опорой на следующие методические пособия:
Примерный план тематических занятий «Я ПОЗНАЮ МИР»
№ п/п |
Примерная тема занятия |
Задачи |
Программное содержание |
Количество часов |
1. |
Давайте знакомиться! |
Развитие познавательного интереса. |
Познакомить детей с программой, вызвать интерес к занятиям. |
1 |
2. |
Послушный карандаш. |
Развивать систему «глаз-рука», ориентировка на листе бумаги. |
Рисование фигур по точкам, второй половины рисунка. |
2 |
3. |
Нарисуй, не ошибись. |
Развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации, ориентировка на листе бумаги. |
Копирование образцов, расположение на листе бумаги геометрических фигур по словесной инструкции. |
2 |
4. |
Самый внимательный. |
Развитие зрительного внимания, воображения. |
Расшифровка зашумленных изображений, поиск различия в похожих картинках. |
3 |
5. |
Думай, делай, объясняй и ответ скорей давай. |
Учить классифицировать, устанавливать закономерности. |
Исключение четвертого лишнего, установление закономерности в расположенных в определенной последовательности фигурах, составление заданий на установление закономерности. |
3 |
6. |
Что к чему – не пойму. |
Учить сравнивать по основному признаку, развитие операций обобщения и классификации. |
Объединение предметов в группы по разным основаниям, сравнение предметов. |
3 |
7. |
Что за чем? |
Развитие логического мышления. |
Восстановление последовательности серии сюжетных картинок, установление причинно-следственных связей. |
3 |
8. |
Выбери нужное. |
Учить устанавливать аналогии. |
Развитие умения устанавливать вербальные и невербальные аналогии, объясняя свой выбор. |
3 |
9. |
Запоминай-ка. |
Развитие логической памяти. |
Запоминание изображений, логических последовательностей. |
3 |
10. |
Город фигур. |
Развитие воображения. |
Закрепление знания геометрических фигур, их сравнение, создание сюжетной картинки из геометрических фигур. |
2 |
11. |
Что получится? |
Развитие объемно-пространственного мышления. |
Мысленное разворачивание листа бумаги с надрезом, мысленное составление разрезных фигур. |
2 |
12. |
АБВГД-йка |
Обучение грамоте. |
Составление слов из бук, обучение умению разгадывать ребусы, разгадывание кроссвордов. |
3 |
13. |
Я – учитель. |
Развитие внимания, формирование умения адекватно оценивать свою работу и работу своих товарищей. |
Самостоятельное оставление заданий на внимание, память, исключение лишнего и предъявление их участникам клуба. |
1 |
14. |
Пора прощаться. |
Поддержание познавательного интереса. |
Подведение итогов, игровая программа. |
1 |
Итого: |
32 ч. |