Общеизвестно, что для многих родителей проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению стоит достаточно остро. По мнению Е.В.Жердевой, поступление ребёнка в дошкольное учреждение – процесс сложный и для самого малыша, и для родителей. Для ребёнка это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Малышу предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, контакт со сверстниками, новое помещение – все эти изменения создают для ребёнка стрессовую ситуацию. Все это может вызвать у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими. И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен момент выхода ребёнка в детский сад, насколько серьёзные, хотя и не сразу бросающиеся в глаза последствия он может иметь. Чтобы привыкание ребёнка к детскому саду было максимально безболезненным, необходим комплексный подход к решению проблемы адаптации. Если создать комплексную систему сопровождения адаптации детей раннего возраста к ДОУ, включающую в себя психологическое просвещение родителей, развивающие занятия по формированию адаптационных механизмов, и систему наблюдения педагогов за протеканием адаптации детей к ДОУ, то адаптация детей раннего возраста будет происходить безболезненно. Именно для этого нами была разработана программа адаптационно-развивающих занятий для детей раннего возраста в родительско-детском клубе «Вместе с мамой».
Задачи:
1. Всестороннее развитие ребёнка:
· Физическое развитие.
· Развитие речи.
· Развитие высших психических функций: внимания, памяти, мышления.
· Развитие любознательности, познавательной, экспериментальной деятельности.
· Развитие мелкой, общей моторики, координации движений.
· Развитие сенсорных способностей.
· Развитие музыкальности.
· Развитие игровой деятельности.
· Развитие фантазии, воображения, креативности.
· Формирование положительных взаимоотношений со взрослыми и детьми.
2. Обучение родителей теоретическим аспектам, практическим методам и технологиям по воспитанию, развитию, оздоровлению малыша.
3. Налаживание психо-эмоционального контакта между членами семьи и ребёнком.
4. Знакомство ребёнка и его родителей с детским садом, его духом, традициями, педагогическим коллективом. Установление партнёрских отношений с общими целями воспитания ребёнка.
5. Адаптация и социализация ребёнка.
Целесообразно проводить занятия с группой не более 10-12 детей, с мамами. В группу набираются дети в возрасте 1,5 – 2-х лет. Программа адаптации ребёнка и семьи к детскому саду рассчитана на 30 недель (по 1 занятию в неделю). Учитывая психофизические особенности возраста и постепенность усвоения новых навыков, занятия дублируются. Каждая встреча занимает 50-60 минут. Материалом для встреч служат сенсорные игры, музыкально-ритмичные игры, физические упражнения. Занятия включают в себя различные виды деятельности, которые быстро сменяют друг друга и исключают утомляемость детей. Игровая основа, частая смена деятельности повышают активность детей, способствуют более благоприятной и эффективной развивающей работе; методы и приёмы, использованные на занятиях, сосредоточены на ребёнке.
По ходу занятий психолог консультирует родителей об особенностях развития и о нормативах формирования тех или иных умений, а так же даёт родителям рекомендации по интересующим вопросам развития и воспитания детей раннего возраста.
Учитывая важность ритуальности в раннем возрасте, каждое занятие имеет определённую структуру.
Структура занятий:
· Совместное приветствие, направленное на развитие коммуникативной культуры.
· Игры в кругу, на развитие подражательности, умения соблюдать очерёдность.
· Физические упражнения, улучшающие координацию движений, ловкость, гибкость, подвижные игры.
· Сенсорные игры, направленные на знакомство с формой, величиной и цветом, на развитие мелкой моторики рук.
· Занятия продуктивными видами деятельности (рисование, лепка), развивающие творческие способности.
· Музыкально-ритмичные игры, развивающие чувство ритма, подражательность, общую моторику.
· Свободная деятельность, направленная на общение с другими детьми.
· Релаксация, направленная на улучшение телесно-эмоционального контакта между мамой и малышом.
· Совместное прощание, направленное на развитие коммуникативной культуры.
Первая встреч проводится в виде семинара-практикума для родителей. В первой части встречи родителям рассказывается о важности развития ребёнка в раннем возрасте, даются нормативы развития малыше на разных возрастных этапах, проводится игра «Общая стратегия воспитания и развития ребёнка в семье и ДОУ». Вторая часть – практическая. Здесь родители изготавливают из бросового материала тренажёр для развития мелкой моторики. Проводится анкетирование родителей.
Далее начинается цикл занятий с группой детей и родителей согласно тематическому планированию.
Последняя встреча организуется в виде тренинга для родителей. Проводится анкетирование. Анализируются ожидания родителей и результаты после посещения занятий в клубе «Вместе с мамой».
Программа составлена с опорой на следующие методические пособия:
· Севостьянова Е.О. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ.
· Воронина С.В., Кухаренко Р.Ю. «Кенгуру». Тренинг раннего развития в паре мама – ребёнок (для родителей и детей от 1 года до 3 лет).