Вы здесь: Главная ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ Статьи Статьи Тренинг «АРГУМЕНТАЦИЯ СВОЕЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ, ОТСТАИВАНИЕ СВОИХ ИНТЕРЕСОВ"
Тренинг для педагогов
«АРГУМЕНТАЦИЯ СВОЕЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ, ОТСТАИВАНИЕ СВОИХ ИНТЕРЕСОВ"
Цель: развитие у педагогов личностных тенденций, осознание мотивационных установок, обучение навыкам уверенного поведения.
Задачи:
· Создание благоприятных условий для работы группы.
· Обучение способу обоснования своей позиции.
· Отработка приёмов уверенного поведения и усиление чувства уверенности в себе.
· Гармонизация отношений.
Ход тренинга:
1. Приветствие.
Упражнение «Племя Тумба-юмба».
Мы с вами попали в племя Тумба-юмба. Давайте встанем в круг. Поприветствуем жителей так, как принято в их племени. По сигналу – один хлопок в ладоши – мы должны потереться носиками, по сигналу – два хлопка в ладоши – мы должны потереться спинками. Начали!
Какие чувства вы испытывали?
Упражнение «Приветствие по кругу».
Предлагаю вам закрыть глаза. Сейчас я дотронусь до того, кто сидит справа от меня. Он примет моё приветствие и с закрытыми глазами точно таким же образом дотронется до своего соседа, передавая приветствие, и так далее, пока моё приветствие опять ко мне не вернётся, только уже с другой стороны.
Упражнение «Заключение контракта».
Тема нашего тренинга «Как быть уверенным в себе?». Это первая из серии встреч, которые я запланировала провести с вами в этом учебном году.
Прежде чем приступить к основной части, предлагаю вам вспомнить правила тренинга, или правила работы в группе (мозговой штурм) /правила записать на листе ватмана/.
· Говорить от своего лица.
· Говорить о происходящем здесь и сейчас.
· Избегать оценок.
· Все активны.
· Слушать, не перебивать.
· Конфиденциальность.
· Право на личное мнение.
2. Информационный блок.
Главная особенность неуверенной в себе личности состоит в том, что в социальной деятельности такой человек стремится избегать любых форм личного самопроявления. Демонстрация собственного мнения, достижений, желаний или потребностей либо крайне неприятна (вследствие страха, стыда, вины, связанных с самопроявлением), либо невозможна (вследствие отсутствия соответствующих навыков), либо не имеет смысла в рамках его системы ценностей и представлений.
Существуют так же вполне очевидные и простые для наблюдения характеристики поведения, отличающие уверенных в себе людей.
Уверенные в себе люди:
· говорят громко, но не кричат;
· часто смотрят собеседнику в глаза, но не «сверлят» его глазами;
· всегда выдерживают определенную дистанцию общения, не приближаясь к собеседнику вплотную;
· умеют держать паузу в разговоре, редко когда перебивают партнёров;
· способны ясно и чётко выражать свои мысли;
· говорят открыто о своих чувствах, желаниях и претензиях, сопровождая их кратким и чётким обоснованием;
· часто используют местоимение «Я», не боятся выражения личного мнения.
От уверенных в себе людей редко можно услышать оскорбления, упреки, обвинения. Все претензии к окружающим они высказывают от своего собственного лица. Нельзя сказать, что эти способности формируются сами собой или что человек уже рождается уверенным в себе. Как и все социально-психологические качества, уверенность в себе формируется в ходе социализации, т.е. во взаимодействии с социальным окружением.
Сегодня у нас первая встреча, тема которого «Аргументация своей точки зрения, отстаивание своих интересов». Данный навык общения тесно связан с уверенностью в себе; уверенное поведение – оптимальный способ обоснования своей позиции.
3. Основная часть.
Упражнение «Нападающий и защищающийся».
Давайте поделимся с вами на пары и будем вести диалог. Нападающий чувствует своё превосходство. Он указывает, ругает, критикует, требует, громко говорит, т.е. «нападает». Защищающийся постоянно извиняется и оправдывается, старается угодить, говорит вкрадчиво, тихо, т.е. «защищается». Через 5 минут вы поменяетесь ролями. Каждый должен полностью испытать власть, авторитет «нападающего» и манипулирующую пассивность «защищающегося».
- Как вы себя чувствовали в каждой роли?
- Какая роль была по душе, а какой трудно следовать?
- Сравните сыгранные роли с действиями в реальной жизни.
Упражнение «Времена года».
Назовите по порядку времена года. Затем объединитесь в группы по временам года. В каждой группе выберите ведущего, который становится впереди своей группы и показывает любое танцевальное движение, остальные дружно его повторяют. Затем ведущий становится в конец, а следующий участник, становясь ведущим, показывает своё движение., и так до тех пор, пока каждый не побывает в роли ведущего.
- Что вы испытываете после выполнения упражнения?
Упражнение «Полюсы».
Перед вами на карточках написаны разные полюсы. Первый набор полюсов: мягкий, ответственный, замкнутый, сдержанный. Второй набор полюсов: нерешительный, уступчивый, суровый, твёрдый. Займите тот полюс, который вам присущ.
Участники распределяются по полюсам.
- Как вы себя чувствуете, что ощущаете?
- Нравятся полюсы или нет?
- Кто такие те, кто находятся на данном полюсе?
- Как они себя чувствуют? Чего хотят? Чего не хотят?
Упражнение «Базар».
Каждый участник может «продать» одно какое-то своё качество, разрекламировав его и взяв у коллеги взамен то, которое ему нужно.
- Как вы себя чувствуете? Хотелось бы что-нибудь изменить?
4. Релаксация.
Упражнение-медитация «Путешествие». /под спокойную музыку/
Займите удобное положение. Закройте глаза… представьте, что вы отправились в путешествие. Вы объездили множество стран, познакомились с разными людьми.
И вот вы едите через поле. Вокруг летают бабочки, стрекозы. Жужжат пчёлы – они собирают мёд. Поют птицы – они радуются, что вы едите через их поле. Пахнет цветами и свежей травой. На холме вы видите прекрасный дворец. Что-то подсказывает вам, что очень важно поехать именно туда. И вы направляетесь по дороге, ведущей ко дворцу.
Когда вы входите во дворец, то поражаетесь его красотой. Всё здесь удобно и красиво, как будто кто-то строил этот дворец специально для вас. И вы понимаете, что здесь найдёте что-то очень важное для себя. Вы идёте по дворцу лёгкой и уверенной походкой.
Представьте, сто вы идёте по дворцу и находите для себя то, что вы хотите…
Всё, что вы нашли для себя в этом прекрасном дворце, остаётся с вами, и вы возьмёте это с собой, когда будите возвращаться. А сейчас сделайте глубокий вдох… и выдох. Возьмите с собой всё то хорошее, что было с вами. И потихоньку открывая глаза, возвращайтесь к нам.
- Какие чувства вы испытали после путешествия?
5. Рефлексия.
Упражнение «Закончи предложения» /письменно/
Во время занятия я поняла, что…
Самым полезным для меня было…
На занятии мне не понравилось…
На следующем занятии я бы хотела…
6. Прощание.
Упражнение «Благодарю тебя».
Давайте встанем в круг. Мы будем благодарить друг друга за сегодняшнюю работу. Начну я. «Спасибо Катя, мне было приятно с тобой выполнять упражнения». … А теперь давайте поаплодируем друг другу. До свидания!