Вы здесь: Главная ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ Статьи Статьи Тренинг "Конструктивное и неконструктивное общение"
Тренинг общения для педагогов
«КОНСТРУКТИВНОЕ И НЕКОНСТРУКИИВНОЕ ОБЩЕНИЕ»
Цель: развитие коммуникативных умений педагогов ДОУ в процессе их взаимодействия.
Задачи:
· Создание благоприятного психоэмоционального климата.
· Выявление стиля общения каждого участника тренинговой группы.
· Ознакомление педагогов с приёмами конструктивного общения.
· Обучение способам выхода из проблемных ситуаций путём использования приёмов конструктивного общения.
Участники тренинга располагаются на стульчиках, расставленных по кругу. Каждый из участников получает листик одного цвета (красный, жёлтый или зелёный) – по выбору участника.
ХОД ТРЕНИНГА:
1. Приветствие.
- Я очень рада вас всех приветствовать, и надеюсь, что мы отлично пообщаемся, потому что сегодня мы с вами будем тренировать наши коммуникативные умения.
2. Опрос каждого члена группы о его самочувствии.
- Как вы себя чувствуете?
- Какое у вас сейчас настроение?
-Что вы ждёте от тренинга?
Так как сегодняшнее наше мероприятие заявлено, как тренинг, позвольте мне напомнить вам основные принципы психологического тренинга:
· «Здесь и теперь». Предметом нашего разговора, анализа должны быть ситуации, возникающие в группе в данное время, мысли, появляющиеся в данный момент.
· Искренность и открытость. Самое главное – не лицемерить и не лгать.
· Принцип «Я». Основное внимание участников должно быть сосредоточено на самоанализе и рефлексии. Запрещается использовать высказывания типа «Мы считаем…», «У нас другое мнение» и т.п. Все высказывания должны строиться от первого лица единственного числа: «Я чувствую…», «Мне кажется…» и т.п.
· Активность. При групповой работе невозможно «отсидеться», поскольку психологический тренинг относится к активным формам обучения и развития.
· Конфиденциальность. Всё, о чём говорится в группе относительно участников тренинга, не должно выходить за её пределы.
3. Сообщение темы. Разогрев группы.
Человек постоянно находится в водовороте контактов с людьми близкими ему и совершенно незнакомыми. Его успехи, достижения, а так же душевное благополучие во многом зависит от того, как хорошо он освоил искусство общения. Общение – это сложный процесс установления и развития контактов между людьми. Даётся человеку от природы умение общаться или этому необходимо учиться? Конечно же, навыкам общения люди обучаются всю жизнь. Причём научиться общению можно только в процессе самого общения, а не только по книгам и советам знающих людей. В педагогической практике общение является важнейшим фактором профессионального успеха. «Высокая техника педагогического общения – не только один из компонентов, но и ведущая составляющая педагогического мастерства» (Скаткин М.И.). именно поэтому обучение и отработка навыков общения становятся первоочередной задачей педагога, стремящегося к эффективному взаимодействию с коллегами, с детьми и их родителями.
Итак, тема нашего сегодняшнего тренинга - «КОНСТРУКТИВНОЕ И НЕКОНСТРУКИИВНОЕ ОБЩЕНИЕ».
Предлагаю вам для разминки выполнить первое упражнение «Презентация».
Каждый участник записывает своё имя вертикально печатными буквами. Напротив каждой буквы имени пишет своё качество, которое начинается с этой буквы.
4. Постановка проблемы.
Существуют разные виды общения, но относительно его продуктивности обычно выделяют 2 вида: конструктивное и неконструктивное.
Виды неконструктивного общения.
Конечно, пробовать их обыгрывать мы не будем, дабы они не закрепились в нашей практике, в нашем сознании, но познакомиться мы с ними должны.
· Сравнение. «Ты такая же, как твоя подруга. Делаешь те же самые ошибки». Результат: у человека возникает обида и снижается чувство собственной значимости.
· Пренебрежение. «Мне бы твои проблемы…». Результат: снижение значимости проблемы и связанных с ней переживаний.
· Приказ. «Немедленно успокойся». Запрет на переживания.
· Невключённое слушание. Слушающий задаёт какие-либо формальные вопросы, не затрагивающие сущности проблемы. Результат: человек чувствует, что его не слушают и он не интересен.
· Поторапливание. «Короче говоря…», «Да понял я всё уже…»
· Собственная интерпретация. «На самом деле ты говоришь об …». Слушающий придаёт ситуации другой смысл и интерпретирует её по-своему. Результат: в связи с непониманием либо гнев, либо человек замкнётся.
· Критика. «Ты не прав, как всегда…», «Ну ты как обычно…».
· Предвидение. «Я же тебе говорила…», «Я тебя предупреждала…».
Виды конструктивного общения.
· Рефлексивное (активное) слушание.
Для того, чтобы процесс общения оказался более эффективным, педагогу желательно овладеть некоторыми техниками слушания. Они включают в себя следующие приёмы: дословное повторение, перефразирование, резюмирование.
Дословное повторение – включает в себя воспроизведение вслух части сказанного в неизменённом виде. Это может быть целая фраза или несколько слов, которые дают собеседнику понять, что его внимательно слушают.
Перефразирование – подразумевает повторение основного содержания сказанного в более сжатой форме или своими словами. Этот приём позволяет поверить, насколько правильно мы поняли партнёра по общению.
Резюмирование – представляет собой подытоживание, выделение основных идей говорящих. Данный приём позволяет правильно расставить акценты, определить главное в речи собеседника, а при необходимости – подвести беседу к заключительному этапу.
· Поддержка разного вида (таблица).
ПОДДЕРЖКА |
|||
Вид поддержки |
Язык поддержки |
Психологический механизм |
Возможные ошибки |
Указание на сильные стороны личности |
«Пусть так, однако…», «Я знаю, что ты…» |
Расширение взгляда человека на себя, переключение с негатива на позитив |
Сильная сторона личности, на которую вы указываете, должна реально существовать. Нельзя льстить человеку. |
Разрешение на ошибку |
«Знаешь, это бывает с каждым…» |
Снятие чувства вины |
Покровительственный тон |
Признание объективной сложности ситуации |
«В такой ситуации другого выхода нет» |
Снятие личной ответственности |
Драматизация ситуации |
«Я такой же, как ты» |
«Я бы тоже так поступил» |
Ощущение равенства позиций |
«Перетягивание одеяла» на себя |
Указание на положительные стороны ситуации |
«Зато ты теперь имеешь такой опыт…», «Хорошо, что это произошло сейчас, а не потом» |
Изменение точки зрения на ситуацию. Взгляд на неудачу с положительной стороны. |
Игнорирование значимости ситуации |
Предложение помощи |
«Чем я могу тебе помочь?» |
Ощущение заботы, готовности разделить ответственность |
Решение проблемы вместо человека, который нуждается в помощи |
Участникам тренинга предлагается в тройках проработать техники активного слушания и виды поддержки (один рассказывает другому, третий – наблюдатель, потом – меняются ролями).
Высказывания по поводу проведенного упражнения:
- Легко ли было быть в роли слушателя?
- Чего не хватало?
- Что помогало рассказывающему?
- Как себя чувствовали в роли наблюдателя?
5. Завершающее упражнение.
Упражнение «Пожелание».
Закончим наш сегодняшний тренинг пожеланиями на сегодняшний день. Высказывание должно быть коротким, желательно в виде одного – двух слов. Вы бросаете мяч тому, кому хотите что-то пожелать, и говорите добрые слова. Поймавший мяч бросает его следующему т.д. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех.
6. Подведение итогов занятия. Рефлексия участников.
Прежде чем нам разойтись, мне бы хотелось, чтобы вы оставили свои листики на дереве. Это необычное дерево – это дерево знаний, эмоций и вопросов. У кого листочек зеленого цвета – запишите на нём кратко те знания, которые вы сегодня приобрели на нашем тренинге; у кого листочек красного цвета – опишите те эмоции, которые вы испытали сегодня; у кого листочек зелёного цвета – запишите те вопросы, которые остались непонятными, может которые возникли в процессе тренинга или просто хочется задать в данный момент мне.
7. Резюме ведущего. Прощание.
Сегодня мы тренировали наше мастерство в общении. Кому-то было легко, кому-то сложновато. Но на достигнутом не стоит останавливаться. Постарайтесь в своей педагогической практике, да и в повседневной жизни отказаться от различных видов неконструктивного общения, а использовать только конструктивные виды общения. И я уверена, что у вас всё получится! До свидания!