Социальная помощь обучающимся

Проведение индивидуальной  профилактической работы в отношении семей, находящихся в социально опасном положении в МАДОУ № 44.

        Семья, находящаяся в социально опасном положении – это семья, имеющая детей, где родители или законные представители воспитанников не исполняют обязанности по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.

        Основными критериями при определении семей этой категории в ДОУ являются:

  • неисполнение родителями своих обязанностей по обеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий);
  • отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей, жилья и др.)
  • вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество, и т.д.);
  • жестокое обращение с людьми со стороны родителей;
  • отсутствие контроля над воспитанием и обучением детей (отсутствие связи с ДОУ, невнимание родителей к успешности ребенка);
  • семьи, в которых  старшие  дети совершили преступление или правонарушение.

     Из этого следует, что неблагополучие в семье зависит не от состава и структуры семьи, не от уровня её материального благосостояния, а от сформировавшегося в ней психологического климата. Семьёй, находящейся в социально опасном положении, может стать любая семья, так как существует ряд социальных проблем: трудные материальные условия, отсутствие рабочих мест, конфликты между супругами и многое другое. Ближе к этой ступени, конечно же, стоят семьи группы риска. Семьи группы риска – это семьи, члены которой  уязвимы вследствие складывающихся обстоятельств или могут понести ущерб от определённых социальных воздействий социального характера. К таким семьям относятся, например, малообеспеченные, многодетные; неполные семьи; матери-одиночки; семьи, имеющие детей инвалидов; родители, страдающие психическим расстройством, умственной отсталостью; семьи, имеющие детей под опекой или попечительством. Эти семьи требуют большого внимания со стороны детского  сада. И задача дошкольной  организации , как можно раньше начать профилактическую работу с этой категорией семей, чтобы они не переступили ту грань, которая приведет их к неблагополучию. 

        В дошкольной  организации  работа по предупреждению, профилактике  и устранению неблагополучия в семье осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Федеральным законом РФ  №120 «Об основах системы профилактики   безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» конвенцией о правах ребенка,  декларацией прав и свобод человека,  «О семейной политике» и другими нормативно-правовыми документами, регламентирующими социальную защиту детей, попавших в тяжелую жизненную ситуацию.

     Положив в основу данные законы, разработаны этапы работы с семьей.

Этапы работы МАДОУ № 44  с семьёй, находящейся в социально опасном положении.

1 этап.

Раннее выявление семей, находящихся в СОП и формирование банка данных. В дальнейшем эти семьи всегда находятся под пристальным контролем воспитателей  группы, старшего  воспитателя  и педагога-психолога.    Наиболее эффективная форма работы с семьей - это индивидуальная. К индивидуальным формам работы относятся: беседы с родителями, законными представителями, рекомендации и консультации, посещение семьи, анкетирование, диагностика, выявление и учет. 

2 этап.

Работа  воспитателя по работе  с  семьёй СОП (ТЖС):

  • обеспечивает связь дошкольной  организации  с семьей;
  • консультирует родителей (иных законных представителей) по вопросам воспитания и обучения детей (лично, через специалистов образовательного учреждения);
  • организует в группе  образовательно-воспитательное пространство, оптимальное для развития положительного потенциала каждого обучающегося;
  • изучает индивидуальные особенности обучающихся и их динамику;
  • контролирует посещаемость;
  • отвечает за ведение документации.

     В профилактической  работе воспитатель  может использовать широкий перечень возможных форм и методов: посещение семьи с целью обследования условий проживания, осуществление ежедневного контроля за посещаемостью обучающихся,    индивидуальные беседы и консультации с родителями, наблюдения за детьми в течение года за их внешним видом, а также выполнением обязанностей со стороны родителей, привлечение родителей к участию в родительских собраниях,  общих мероприятиях, рейды на дом.

3 этап.

Семья рассматривается на педагогическом совете. Воспитатель рассказывает о результатах проделанной индивидуальной профилактической работы: предоставляет документацию на семью: акт обследования условий проживания, представление на семью, характеристику обучающегося, табель посещаемости и информацию о проделанной работе с семьей.

4  этап.

     Постановка на учет семьи в ДОУ, уведомление различных служб города Канска, занимающихся профилактической работой с семьями СОП (ТЖС) и организация коррекционно-реабилитационной работы по улучшению ситуации в семье.

      В  дошкольной  организации  организуются     акции  помощи  семьям,  находящимся  в  сложной  жизненной  ситуации.